Пятница
20.12.2024
12:42
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Аленький цветочек"
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Педагогический опыт Лугаськовой Е.А. »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Инновационный педагогический опыт воспитателя                                                      Лугаськовой Елены Александровны  

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                               Всё хорошее в людях - из детства!

                                                                              Как истоки добра пробудить?

                                                                             Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                                             Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                             Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                                            И росли, как цветы, малыши,

                                                                            Чтоб для них экология стала

                                                                            Не наукой, а частью души!

 

                                                                                      И.П. Поляков

 

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.

 Актуальность и перспективность.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

   Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содержания и методов осуществления этого процесса.

   Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

    Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность - одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

Ведущая педагогическая идея опыта

  В своей работе я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей детей через решение следующих задач:

- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром.  Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях всеми педагогами. Опыт реализуется на педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях.

 Теоретическая база.

Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Разработано много программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:

1) Единства живого и неживого.

2) Единства человека и природы.

3) Развития   и многообразия природы.

4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.

   В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред.  А. М. Васильевой.».Уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей, формирую познавательный интерес к природе и бережное отношение к ней.

Технология опыта.

Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.

   Например, для реализации двигательной активности я использую подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок»).

   Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра «Больница» - использование лекарственных растений, игра «Транспорт» - проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).

    Для познавательно-исследовательской деятельности использую игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть кошка - мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты «В гости к нам пришёл зайчишка, длинноухий шалунишка…», «Птичий двор.» и  тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»).    В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день.

   Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке мной подобраны книги с рассказами и стихами о природе. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием художественную литературу о ней.

   В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм). Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», «Составь меню», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).

   В экологическом развитии мной используются разнообразные методы:

            - наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);

            - практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);

            - словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).

   Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.

   В совместной деятельности я использую различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.

   В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Чей хвост?», «Что за птица?» и т. д.

   На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.

   Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений родного края, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, фотовыставки   деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.

   Взаимодействие с родителями помогает расширить кругозор детей.

Для определения уровня экологической воспитанности я подобрала диагностический материал и оборудование и провела диагностику.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

 

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Моя работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мной были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка".

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы ("Приготовь лекарство", "Построй домик животному").

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Большое значение я придала и работе с родителями.

Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, я провела анкетирование. Ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц.

Была проведена повторная диагностика по той же методике. Результаты диагностики приведены.

По результатам диагностики я определила величину изменения уровнясформированости экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы.

 

 

Результаты исследования экологического сознания дошкольников

Уровни

этапы

Констатирующий этап

Формирующий этап

Контрольный этап

Высокий

 

70%

71%

75%

Средний

 

25%

25%

21%

Низкий

 

5%

4%

4%

 Анализ результативности

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показывает:

1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

2.  Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.

3. Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

4. В процессе НОД по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

5. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

 Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Особых трудностей и проблем по использованию опыта не возникало, но стоит заметить, что любая программа нуждается в корректировке и должна учитывать индивидуальные особенности и возможности детей именно данной группы, поэтому мной запланированная работа постоянно корректировалась для лучшей результативности.

Адресные рекомендации по использованию опыта

     Мой педагогический опыт обобщен и расположен на индивидуальном мини – сайте на международном образовательном портале MAAM.RU. Ссылка на страницу моего мини-сайта: http://www.maam.ru/users/350872

 Конспект НОД во второй младшей группе «Вот и осень к нам пришла!»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Программное содержание:

Познавательное развитие:

  • Закреплять понятие о времени года «осень».
  • Формировать представления о сезонных изменениях в природе.
  • Закреплять представление об отдельных цветах (красный, жёлтый, оранжевый).
  • Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса.
  • Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы (листопад).
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Речевое развитие:

  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Развивать память и речь детей.
  • Формировать у детей умение выразительно рассказывать стихотворения.
  • Художественно-эстетическое развитие:
  • Учить раскладывать готовые формы (листочки) разного цвета и размера на фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать.
  • Закреплять приемы намазывания и наклеивания фигур.
  • Развивать чувство формы, цвета и композиции.
  • Развивать умение действовать самостоятельно.

Физическое развитие:

  • Формировать умение выполнять движения по сигналу, соблюдать правили игры.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Обеспечить воспитание усидчивости, инициативности
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: беседа с детьми об осени, наблюдения за сезонными изменениями в природе, любование листопадом, рассматривание иллюстраций с изображением осени, осенних листьев, чтение и заучивание стихотворений об осени.

Материал и оборудование: игрушка ёж,  корзина, коробка, лист бумаги с изображением дерева, осенние листья желтого, красного и оранжевого цветов, вырезанные из цветной бумаги, клей, кисти, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, фрукты, мультимедийная установка, презентация.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети: Осень!

Осень: Это очень красивая пора. Не смотря на то, что становится прохладнее, дует холодный ветер, солнышко все реже светит и часто прячется за тучи часто, чаще идут дожди. Деревья и кусты становятся разноцветными - это листочки на них меняют свой цвет. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какого цвета стали листочки на деревьях?

Дети: Желтые, красные, зеленые.

Воспитатель: А сегодня, ребята, сама осень пожаловала к вам в гости. (Одеваю костюм осени.)

Осень.

Здравствуйте, мои друзья! Знайте, Осень – это я.

Сколько вижу я детей, сколько вижу я гостей.

Все кругом я нарядила, темный лес озолотила.

И вас всех, мои друзья, приглашаю в гости я!

Осень: Тише! Послушайте и посмотрите, мы оказались в осеннем лесу! Посмотрите, какая красота нас окружает!

(Зал оформлен осенними деревьями, на полу осенние листочки)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес

Что в глуши твоей таиться?

Что с деревьями твориться?

Все открой не утаи:

Ты же видишь – мы пришли.

Осень: Тихо в осеннем лесу, только слышно, как шуршат листья под ногами. Давайте походим по ковру из осенних листьев и послушаем, как они шуршат.

(Дети ходят по ковру из осенних листьев, сопровождение - шуршание осенних листьев).

Раздается шорох.

Осень:Вы слышали, кто-то шуршит? Пойдёмте посмотрим, кто это. (Появление персонажа (игрушка Ежик).

 

 

Осень:  Вы его узнали? Кто это?

Дети: Еж! Ежик!

Осень: Правильно, это Ежик! Он говорит «Уф-уф-уф!» Ребята, как говорит Ежик?

Дети: Уф-уф-уф!

Осень: Лиза, как говорит ёжик? Соня, как говорит ёжик? Миша, как говорит ёжик? (Ответы детей).

Осень:Правильно, ребята! Молодцы! А теперь ёжик приглашает нас поиграть.

Физкультминутка "Осенью в лесу"

Заходи в осенний лес!

(Дети выполняют ходьбу на месте).

Много здесь вокруг чудес!

(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).

Вот берёзки золотые стоят,

(Поднимают руки вверх).

Под берёзками грибочки

(Приседают и выполняют упражнение Грибок).

На нас глядят-

В корзинку прыгнуть хотят.

(Встают и выполняют упражнение Корзинка).

Осень: Вот, ребята, как красиво восеннем лесу ! А теперь мы с ежиком, хотим послушать, какие вы стихи знают про осень.

(Дети рассказывают стихи об осени)

Арина Ш:Осень, осень за окошком:

 Дождик сыплется горошком,

Листья падают, шурша…

                      Как, ты осень, хороша!

Лиза К:Солнце улыбается,

Золотом сверкая.

                      Всем нам очень нравится

                      Осень золотая!

ДаянаЛ:Листья золотом расшиты,

Тропки дождиком умыты,

 В ярких шапочках грибы.

Всё нам, осень, даришь ты!

 

Осень:Молодцы! Сколько много вы стихов про осень знаете. Ребята, посмотрите, какую необычную коробочку принесла нам лисичка.

(Дети вместе с педагогом обследуют коробку)

Осень: В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней? (Открывают, достают осенние листья) Что это?

Дети: Осенние листья.

Осень: Какие листья по цвету?

Дети: Красные, жёлтые, оранжевые, коричневые.

Осень: Какие это листья?

Дети: Разноцветные, осенние.

Воспитатель:Ребята, улисичкиной норы росло дерево. Осенью оно стало таким красивым, но прилетел ветерок-проказник и оборвал все листики. Лисичка очень огорчилась… Поможем Лисичке украсить ее любимое дерево осенними листочками?

Дети: Да.

Воспитатель:Ребята, давайте подойдём к столу и я вам покажу, как мы будем украшать наши осенние деревья. У вас на столах уже приготовлены клей, кисточки, готовые осенние листья и нарисованные деревья. Смотрите, сначала мы их разложим на веточках нашего дерева. Вот так. (Показывает.) А затем, возьмём кисточку, ребята, держим кисточку правильно, обмакиваем её кончик в клей и намазываем обратную сторону листика, который хотим приклеить. Вот так. (Показываю.) Берём салфетку и прижимаем листочек, тем самым приклеивая его и убирая лишний клей. Вот так. (Показываю.) И так приклеиваем все листочки на дерево. Ребята, всем всё понятно? Давайте пройдём за наши рабочие места,  но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Листья осенние тихо кружатся,

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

 (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

 - Приступаем к работе.

Аппликация «Осеннее дерево.»

Осень: Вот такое красивые осенние деревья мы оставим на память лисичке! Она будет очень рада!

Воспитатель:Но вот и пришло время возвращаться в группу. Ребята, скажите, куда мы свами сегодня ходили?

Дети: В осенний лес

Воспитатель: Что вы делали сегодня в волшебном осеннем лесу и кого там встретили? (Ответы детей)

Воспитатель: (подводит итог) Вы сегодня очень хорошо читали стихи,играли с ёжиком, а также подарили Лисичке много красивых осенних деревьев. Я тоже пришла к вам не с пустыми руками и принесла вам своё осеннее угощение. Это вкусные, сочные яблоки.

(Достаю угощение из корзины яблоки).

А теперь говорим всем «до свидания», берем наше угощение и возвращаемся в группу.

(Дети прощаются, возвращаются в группу. В группе угощаются фруктами).

 

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz