Инновационный педагогический опыт воспитателя Лугаськовой Елены Александровны
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
И.П. Поляков
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.
Актуальность и перспективность.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содержания и методов осуществления этого процесса.
Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность - одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
Ведущая педагогическая идея опыта
В своей работе я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей детей через решение следующих задач:
- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром. Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях всеми педагогами. Опыт реализуется на педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях.
Теоретическая база.
Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Разработано много программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:
1) Единства живого и неживого.
2) Единства человека и природы.
3) Развития и многообразия природы.
4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.
В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. А. М. Васильевой.».Уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей, формирую познавательный интерес к природе и бережное отношение к ней.
Технология опыта.
Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.
Например, для реализации двигательной активности я использую подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок»).
Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра «Больница» - использование лекарственных растений, игра «Транспорт» - проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).
Для познавательно-исследовательской деятельности использую игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть кошка - мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты «В гости к нам пришёл зайчишка, длинноухий шалунишка…», «Птичий двор.» и тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»). В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день.
Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке мной подобраны книги с рассказами и стихами о природе. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием художественную литературу о ней.
В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм). Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», «Составь меню», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).
В экологическом развитии мной используются разнообразные методы:
- наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);
- практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).
Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.
В совместной деятельности я использую различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.
В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Чей хвост?», «Что за птица?» и т. д.
На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.
Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений родного края, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, фотовыставки деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.
Взаимодействие с родителями помогает расширить кругозор детей.
Для определения уровня экологической воспитанности я подобрала диагностический материал и оборудование и провела диагностику.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Моя работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мной были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка".
Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы ("Приготовь лекарство", "Построй домик животному").
Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Большое значение я придала и работе с родителями.
Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, я провела анкетирование. Ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц.
Была проведена повторная диагностика по той же методике. Результаты диагностики приведены.
По результатам диагностики я определила величину изменения уровнясформированости экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы.
Результаты исследования экологического сознания дошкольников
Уровни этапы |
Констатирующий этап |
Формирующий этап |
Контрольный этап |
Высокий
|
70% |
71% |
75% |
Средний
|
25% |
25% |
21% |
Низкий
|
5% |
4% |
4% |
Анализ результативности
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.
3. Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
4. В процессе НОД по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
5. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Особых трудностей и проблем по использованию опыта не возникало, но стоит заметить, что любая программа нуждается в корректировке и должна учитывать индивидуальные особенности и возможности детей именно данной группы, поэтому мной запланированная работа постоянно корректировалась для лучшей результативности.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Мой педагогический опыт обобщен и расположен на индивидуальном мини – сайте на международном образовательном портале MAAM.RU. Ссылка на страницу моего мини-сайта: http://www.maam.ru/users/350872
Конспект НОД во второй младшей группе «Вот и осень к нам пришла!»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Программное содержание:
Познавательное развитие:
- Закреплять понятие о времени года «осень».
- Формировать представления о сезонных изменениях в природе.
- Закреплять представление об отдельных цветах (красный, жёлтый, оранжевый).
- Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса.
- Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы (листопад).
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Речевое развитие:
- Обогащение словарного запаса детей.
- Развивать память и речь детей.
- Формировать у детей умение выразительно рассказывать стихотворения.
- Художественно-эстетическое развитие:
- Учить раскладывать готовые формы (листочки) разного цвета и размера на фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать.
- Закреплять приемы намазывания и наклеивания фигур.
- Развивать чувство формы, цвета и композиции.
- Развивать умение действовать самостоятельно.
Физическое развитие:
- Формировать умение выполнять движения по сигналу, соблюдать правили игры.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Обеспечить воспитание усидчивости, инициативности
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: беседа с детьми об осени, наблюдения за сезонными изменениями в природе, любование листопадом, рассматривание иллюстраций с изображением осени, осенних листьев, чтение и заучивание стихотворений об осени.
Материал и оборудование: игрушка ёж, корзина, коробка, лист бумаги с изображением дерева, осенние листья желтого, красного и оранжевого цветов, вырезанные из цветной бумаги, клей, кисти, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, фрукты, мультимедийная установка, презентация.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень!
Осень: Это очень красивая пора. Не смотря на то, что становится прохладнее, дует холодный ветер, солнышко все реже светит и часто прячется за тучи часто, чаще идут дожди. Деревья и кусты становятся разноцветными - это листочки на них меняют свой цвет. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какого цвета стали листочки на деревьях?
Дети: Желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: А сегодня, ребята, сама осень пожаловала к вам в гости. (Одеваю костюм осени.)
Осень.
Здравствуйте, мои друзья! Знайте, Осень – это я.
Сколько вижу я детей, сколько вижу я гостей.
Все кругом я нарядила, темный лес озолотила.
И вас всех, мои друзья, приглашаю в гости я!
Осень: Тише! Послушайте и посмотрите, мы оказались в осеннем лесу! Посмотрите, какая красота нас окружает!
(Зал оформлен осенними деревьями, на полу осенние листочки)
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес
Что в глуши твоей таиться?
Что с деревьями твориться?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы пришли.
Осень: Тихо в осеннем лесу, только слышно, как шуршат листья под ногами. Давайте походим по ковру из осенних листьев и послушаем, как они шуршат.
(Дети ходят по ковру из осенних листьев, сопровождение - шуршание осенних листьев).
Раздается шорох.
Осень:Вы слышали, кто-то шуршит? Пойдёмте посмотрим, кто это. (Появление персонажа (игрушка Ежик).
Осень: Вы его узнали? Кто это?
Дети: Еж! Ежик!
Осень: Правильно, это Ежик! Он говорит «Уф-уф-уф!» Ребята, как говорит Ежик?
Дети: Уф-уф-уф!
Осень: Лиза, как говорит ёжик? Соня, как говорит ёжик? Миша, как говорит ёжик? (Ответы детей).
Осень:Правильно, ребята! Молодцы! А теперь ёжик приглашает нас поиграть.
Физкультминутка "Осенью в лесу"
Заходи в осенний лес!
(Дети выполняют ходьбу на месте).
Много здесь вокруг чудес!
(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).
Вот берёзки золотые стоят,
(Поднимают руки вверх).
Под берёзками грибочки
(Приседают и выполняют упражнение Грибок).
На нас глядят-
В корзинку прыгнуть хотят.
(Встают и выполняют упражнение Корзинка).
Осень: Вот, ребята, как красиво восеннем лесу ! А теперь мы с ежиком, хотим послушать, какие вы стихи знают про осень.
(Дети рассказывают стихи об осени)
Арина Ш:Осень, осень за окошком:
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша…
Как, ты осень, хороша!
Лиза К:Солнце улыбается,
Золотом сверкая.
Всем нам очень нравится
Осень золотая!
ДаянаЛ:Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы.
Всё нам, осень, даришь ты!
Осень:Молодцы! Сколько много вы стихов про осень знаете. Ребята, посмотрите, какую необычную коробочку принесла нам лисичка.
(Дети вместе с педагогом обследуют коробку)
Осень: В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней? (Открывают, достают осенние листья) Что это?
Дети: Осенние листья.
Осень: Какие листья по цвету?
Дети: Красные, жёлтые, оранжевые, коричневые.
Осень: Какие это листья?
Дети: Разноцветные, осенние.
Воспитатель:Ребята, улисичкиной норы росло дерево. Осенью оно стало таким красивым, но прилетел ветерок-проказник и оборвал все листики. Лисичка очень огорчилась… Поможем Лисичке украсить ее любимое дерево осенними листочками?
Дети: Да.
Воспитатель:Ребята, давайте подойдём к столу и я вам покажу, как мы будем украшать наши осенние деревья. У вас на столах уже приготовлены клей, кисточки, готовые осенние листья и нарисованные деревья. Смотрите, сначала мы их разложим на веточках нашего дерева. Вот так. (Показывает.) А затем, возьмём кисточку, ребята, держим кисточку правильно, обмакиваем её кончик в клей и намазываем обратную сторону листика, который хотим приклеить. Вот так. (Показываю.) Берём салфетку и прижимаем листочек, тем самым приклеивая его и убирая лишний клей. Вот так. (Показываю.) И так приклеиваем все листочки на дерево. Ребята, всем всё понятно? Давайте пройдём за наши рабочие места, но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Листья осенние тихо кружатся,
( плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
( плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
( трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
- Приступаем к работе.
Аппликация «Осеннее дерево.»
Осень: Вот такое красивые осенние деревья мы оставим на память лисичке! Она будет очень рада!
Воспитатель:Но вот и пришло время возвращаться в группу. Ребята, скажите, куда мы свами сегодня ходили?
Дети: В осенний лес
Воспитатель: Что вы делали сегодня в волшебном осеннем лесу и кого там встретили? (Ответы детей)
Воспитатель: (подводит итог) Вы сегодня очень хорошо читали стихи,играли с ёжиком, а также подарили Лисичке много красивых осенних деревьев. Я тоже пришла к вам не с пустыми руками и принесла вам своё осеннее угощение. Это вкусные, сочные яблоки.
(Достаю угощение из корзины яблоки).
А теперь говорим всем «до свидания», берем наше угощение и возвращаемся в группу.
(Дети прощаются, возвращаются в группу. В группе угощаются фруктами).