Инновационный педагогический опыт
По теме: « Развитие речи дошкольника»
Актуальность и перспективность опыта
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследования психологов, лингвистов предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Пешковский).
Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина.В. общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.
Ведущие идеи опыта
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
Я занимаюсь проблемой развития речи на протяжении нескольких лет, работаю над темой: «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий».
Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на программу «Воспитание и обучение детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой». Использовала методическую литературу «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой.
Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по развитию речи. Исходя из этого была поставлена цель развития речи: последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст. Самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.
Основные задачи развития речи заключаются в следующем:
- воспитывать звуковую культуру речи;
- развивать и накапливать словарный запас детей;
- формировать грамматический строй речи, её связность при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Теоретическая база
Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем эту взаимосвязь
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!». К.Д.Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.
Технология опыта
Творчески применяю современные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехнику, моделирование. В работе с детьми использую игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным. Мною разработаны перспективные планы, конспекты занятий, в которых учитываются требования к развитию всех сторон речи. Разработала серию занятий и организовала работу по ним:
- обучать детей новым речевым формам;
- способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности.
Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной жизни, в интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия разработала с учетом бесспорной аксиомы, что создало интерес к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении – залог успешного результата деятельности всех её участников.
При обучении составлению рассказов по картине серии сюжетных картинок соблюдаю следующие правила:
-использую на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают, у детей интерес с самых первых минут занятиях обеспечивают, его сохранение до окончания занятия;
- включаю в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащения и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;
- после прослушивания рассказов сверстников предлагаю выбирать другим детям лучшие сочинение, аргументировать свой выбор;
- перед выполнением задания обязательно делаю установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.
- поощряю детей, которые выполняют данное требование;
- всегда предлагаю четкий план рассказа, если он необходим;
-для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаю детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
- во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаю детям разные варианты, рекомендованные методикой.
- занятие завершаю игрой развивающего характера.
- необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приемы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи.
С целью активации, самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания на учебных занятиях, и развитие творческих способностей детей. Создала соответствующую предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка: центр речевого развития, картины, иллюстрации по темам, библиотека художественных произведений, театрализованный уголок. Оформила речевое «Чудо – дерево», которое использую для мотивации деятельности детей, «Копилку слов» (в картинках), систематизировала дидактические игры по речевому развитию.
Главную цель ставила перед собой – сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка. Для её достижения определила следующие задачи:
1. Создание условий для развития речи детей.
2. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами развития речи.
3. Повышение уровня развития речи у детей
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью выявления у детей уровня развития знаний по развитию речи, мною была проведена диагностика детей средней группы.
Результаты обследования таковы:
Средний балл – 2,5
70% детей – высокого уровня всестороннего развития.
20% - среднего уровня.
10% - низкого уровня
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Исходя из результатов диагностирования наметила:
- индивидуальную работу с детьми низкого уровня;
- работу по схемам – алгоритмам вне занятий;
-расширение диапазона дидактических игр направленных на мышление
Мною был подготовлен материал по развитию речи для выступлений на методических мероприятиях детского сада: педсоветах, педчасе, семинарах – практикумах. На практическом материале схемах, моделях, я старалась показать насколько важно использовать в работе с детьми разнообразные дидактические развивающие игры по развитию речи с целью развития у детей мыслительных операций, логического мышления, уточнения знаний детей об окружающем.
В работе с родителями своих воспитанников по проблеме развития речи, использую активные формы: Дни открытых дверей, папки – ширмы, круглый стол. Постоянно оказываю консультативную помощь родителям по проблеме, разработала перспективный план работы с родителями, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций. Результатом стало анкетирование родителей на тему: «Учим детей правильно, говорить».(см.приложение).Выявлен уровень осведомленности о развитии речи детей и составил 80%
Рекомендовать родителям художественную литературу для чтения дома. Предложить использовать дома чистоговорки, скороговорки, для развития речи детей, провести консультацию на тему: «Развиваем речь детей».(см.приложение).На мой взгляд, такие формы работы с способствуют повышению педагогической культуры родителей. Работа с родителями помогает систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей.
Таким образом, изучая проблему развития речи, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии.
С этой целью в дальнейшем намечены следующие мероприятия:
- систематически включать в занятия по развитию речи дидактические игры, направленные на развитие психических процессов.
- большое внимание уделять моделированию, схемам по составлению описательных рассказов.
- широко применять в работе с детьми ТРИЗ, именно данная технология способствует овладению ребенком не только определенной суммой знаний и умений, а также умением фантазировать, активно мыслить, конструировать, изобретать. Благодаря системе в работе можно развивать, умственны способности детей, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе. Я уже сейчас веду работу по формированию навыков совместной учебной деятельности и буду её продолжать в дальнейшем. Моя цель добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу владел такими сложным умением, как рассказыванием.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Любая программа нуждается в корректировке под индивидуальные особенности и возможности детей.
Конспект интергированного занятия в средней группе
Тема: «Зима и зимние развлечения».
Задачи:
-Расширять знания детей о времени года-зима.
-Закрепить понятие,что зимние развлечения характерны только для зимы.
-Учить отгадывать стихи-загадки.
-Активизировать речь детей через художественное слово.
-Продолжать учить детей собирать картинку из частей (кругов).
-Закреплять умение узнавать и называть цвета,геометрическую форму.
-Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, связную речь.
-Развивать чувство композиции при раскладывании готовых форм.
-Воспитывать слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
-Воспитывать доброжелательное отношение и сочуствие к окружающим.
Образование области:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественное-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Материалы и оборудование:
Мольберт, аудиозапись, магнитофон, картины с зимним пейзажем, снежинки по количеству детей, снежинка большая, тарелочки по количеству детей, наборы для конструирования снеговика по количеству детей, картинки со снеговиками на сравнение, карточки для игры «Выбери картинку».
Ход занятия.
-Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло в группу. Что нужно им сказать? (Дети здороваются). Но это ещё не все гости. Сегодня к нам прилетела снежинка. Она не простая, а волшебная. Она хочет загадать загадку:
«На полянку, на лужок
Тихо падает снежок!
Улеглись снежинки-белые пушинки!
Всё кругом белым-бело,
Много снегу намело!»
-Когда это бывает? (Зимой)
-Какими словами можно рассказать о зиме? Зимой холодно. Значит, какая зима? (Холодная).
-Зимой много снега. Значит, зима?...(Снежная).
-Если зимой стоят морозы, то зима…(Морозная).
-Как называется такое явление, когда на землю падает много-много снежинок? (Снегопад).
-А теперь снежинка предлагает поиграть в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, если вы услышите слова, связанные с зимой, то хлопайте в ладоши.
Снежинка, тепло, санки, лёд, жара, рукавички, ромашка, горка, новый год, снеговик, листопад, Дед Мороз, яблоки, снегурочка, загорать, снегопад, лыжи, коньки, мороз.
-У снежинки есть ещё одна игра «Выбери карточку». Вам надо будет выбрать только те карточки, которые относятся к зиме. Внимательно посмотрите и возьмите по одной карточке. Назовите, что можно делать зимой.
-Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр и забав. Пойдёмте, поиграем.
Физиминутка.
«Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим,
И снегурку лепим мы
Гостью-зиму любим все!»
-Никакой мороз, ветер, снег нам нам не страшен, потому что от весёлой игры у нас хорошее, крепкое здоровье.
-У снежинки следующая загадка:
«Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза-угольки,
Руки-сучки».
-Кто это? (Снеговик)
Предлагаю подойти к мольберту.
-Посмотрите внимательно на картинки, сравните снеговиков и скажите, чем они отличаются друг от друга? (дети отвечают: разные по цвету вёдра, шарфы; у одного есть рукавички, а у другого нет; у одного метёлка вверху, а у другого внизу; у одного 2 пуговицы, а у другого 3).
-Ребятки, а почему снеговики грустные? (дети отвечают).
Версия воспитателя:
-Может боятся растаять? На улице мороз, им нечего бояться.
-Может им скучно? Было их много на полянке, но кто-то пришёл и разрушил снеговиков.
Давайте смастерим им друзей, садитесь за столы.
Обратить внимание на осанку детей за столами.
-Подвиньте к себе тарелочки, и посмотрите, что там лежит (Кружочки).
-Какие кружочки? (белые, маленький, большой).
-Покажите самый большой кружочек, поменьше, самый маленький.
-А ещё какая фигура лежит в тарелочке? (квадрат) Это у снеговика будет ведро на голове. (спросить у детей цвет ведра)
Пальчиковая игра:
«Улитка, улитка,
Покажи свои рога,
Дам кусочек пирога.
Пышки, ватрушки,
Сдобные рожки,
Высуни рожки.»
Работа детей:
Пока дети работают, незаметно из грустных снеговиков сделать весёлых.
-Ребятки, посмотрите ещё разна снеговиков. Что изменилось? (Какие они?) (стали весёлые, обрадовались новым друзьям)
-А помните, мы на праздник учили стихотворение про снеговика? Давайте расскажем.
«Снеговик, снеговик
Появился во дворе.
Нос-морковка,
Рот-картошка
И ведро на голове.»
Заходит снеговик, здоровается с детьми и гостями, и смотрит на работы детей. Хвалит их. Раздаёт угощения и приглашает детей на прогулку.
Дети уходят со снеговиком, и прощаются с гостями.