Инновационный педагогический опыт
«Повышение профессионального мастерства педагогов в организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Концепция модернизации российского образования ставит перед образовательными учреждениями задачу обеспечения высокого качества образования. Одним из подходов, обеспечивающим качество дошкольного образования, является проектный метод. В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребёнка, развивается партнёрский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. Проектный метод вызывает интерес у дошкольных педагогов. Таким образом, возникла необходимость в систематическом повышении педагогического мастерства по организации проектной деятельности с дошкольниками.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия личностно – ориентированного подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в детском саду и, в дальнейшем, в школе. Очень важно, что в процессе проектной деятельности наблюдается интеллектуальное и личностное развитие, рост, выражающийся в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте. Таким образом, ведущей педагогической идеей данного проекта является взаимосвязь развития интегративных качеств ребенка с его разнообразной содержательной деятельностью в процессе реализации проекта.
В нашем ДОУ функционирует 11 групп, в которых воспитываются 201 ребёнок от 1,5 до 7 лет. Воспитательно-образовательный процесс осуществляют 26 педагогов, в том числе учитель-логопед, два музыкальных руководителя. Работа с педагогами в условиях проектной деятельности занимает особое место в системе дошкольного образования, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.
В в 2012 году я провела анкетирование среди педагогов о готовности педагогов к проектной деятельности. В результате анкетирования педагогов по готовности к проектной деятельности был выявлен низкий уровень информационных знаний, воспитатели мало знакомы с опытом работы других дошкольных учреждений по организации проектной деятельности. Был определен уровень готовности воспитателей к организации проектной деятельности и освоению современных педагогических технологий в создании проектов. Ответы были разноплановые, но часть педагогического коллектива выразила готовность к участию в проектной деятельности, работе в творческих группах по освоению новых форм, методов организации проектной деятельности.
Большое внимание уделялось самообразованию и самоанализу собственных достижений, инициативы в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников через проектную деятельность.
Теоретическая база опыта.
Зарождение метода проектов произошло во второй половине XIX века. Он возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из трех этапов: 1 этап - педагог изучает возможности и прошлый опыт воспитанников; 2 этап - педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, в результате разрабатывается план работы, а затем проект как последовательность действий; 3 этап - реализация проекта детьми при необходимой помощи педагога в соответствии с намеченным планом. Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником, американским педагогом У.X. Килпатриком. Он развивал идею обучения через организацию проектов и отстаивал тезис о том, что «школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего». У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной. Российские ученые классифицировали проекты следующим образом: по составу участников (коллективные, индивидуальные); по целевой установке (игровые, общественно-полезные, производственные), по срокам реализации (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные). Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). С начала 20-х годов в русской педагогике осуществлялся переход к методу концентрации содержания обучения в начальной школе. Велись поиски центральной идеи комплексной системы обучения, вокруг которой мог бы группироваться весь изучаемый материал. В качестве такого стержня были предложены конкретные явления и предметы, темы, трудовые процессы, а также жизненные комплексы, изучение которых было направлено на удовлетворение трудовых потребностей самого ребенка.
При организации своей работы я опиралась на теоретические и практические исследования отечественных педагогов Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, М. П. Зуйковой, Т. С. Лагода ,Е. С. Евдокимовой, В. Н. Журавлёвой, Т. Г. Казаковой, отбирая те из них, которые соответствуют взглядам на приоритетные направления дошкольного воспитания и обучения на современном этапе. Они считают, что проектные методы помогают:
- развивать творческие способности дошкольников;
- делают их активными участниками учебного и воспитательного процессов.
Поэтому считаю, что проектную деятельность дошкольников можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Цель опыта – создать условия для развития интегративных качеств детей дошкольного возраста через включение их в проектную деятельность.
Для повышения профессионального мастерства педагогов по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии – «метод проектов» мною были определены следующие задачи:
- Разработать рекомендации педагогам по использованию проектной модели;
- Организовать систему семинаров, консультаций по освоению педагогами методов проекта;
- Создать предметно-развивающую среду, соответствующую требованиям проектного метода;
- Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Далее передо мной встала задача обучить педагогов проектированию их деятельности. Прежде чем
Внедрение в практику работы метода проектов в ДОУ я начинала с подбора методической литературы по методу проектов, определила формы и методы работы: консультации, семинар, коллективный просмотр занятий, деловая игра, беседы, диспуты, круглый стол, работа с методическими материалами, взаимопосещения, методические выставки, презентации проектов.
Анализ результативности.
Проектирование заставило педагогов постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило их мировоззрение , потребовало ежедневного творческого, личностного роста.Организуя работу над проектами, воспитатели учили детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольников выясняли, где её можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, праздником и т.д.). Анализ проделанной работы показал, что значительно повысилась активность детей, возросла самостоятельность в решении поставленных задач, умеют выразить свою точку зрения. Участвуя в реализации проектов, дети ощутили себя значимыми в группе сверстников, увидели свой вклад в общее дело.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При обучении педагогов проектированию выяснилось, что не каждый педагог может осознать свои творческие способности и применить их в работе. Большое внимание уделялось организации развивающей среды, как необходимым условием освоения педагогами технологий проектной деятельности. Воспитателям также было необходимо понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме. А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжёванное знание, которое детям предстоит проглотить и усвоить. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребёнок окажется в объективной позиции. Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребёнка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. М., 2005.
- Штанько И.В. проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ.,2004, №4.
- Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы. Дошкольное воспитание. -2005, 33.
- Комратова Н. Проектная деятельность: культура и экология.- дошкольное воспитание, 2007,№1, № 2..
- Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево», Дошкольное воспитание.-2002, №3.
- Львова Л.С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ. Управление ДОУ.-2012.- №5.
- Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ.- Управление ДОУ. -2009.- №1.
- Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников. – Управление ДОУ.-2009.-№1.