Инновационный педагогический опыт воспитателя Маряновой С..М. по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»
Актуальность
Нравственное воспитание дошкольников включает воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю и представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятие любви, дружбы, добра. Истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. В любом обществе, любовь к Родине, является высшей ценностью, важнейшем достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота .
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Концептуальность
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Я думаю, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В изученных мною работах, касающихся патриотического воспитания, раскрыты некоторые подходы к решению указанных проблем .В.А. Сухомлинский как нельзя точно отразил суть работы по патриотическому воспитанию с дошкольниками: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Академик Лихачёв предложил пути решения проблем патриотического воспитания через привитие любви к родному краю, чувство гордости за свой народ, его свершения. По моему мнению, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой народ, край, Родину нам нужно показать их с привлекательной стороны. К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Я уверена, что никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свой край, народ, Родину. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - по тому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Такое понимание сути патриотического воспитания и определило цель моей работы - воспитать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, через любовь к своей малой Родине, природе родного края; раскрыть и сформировать в детях такие черты как : уважение к достоинству других людей; стремление к познанию окружающей действительности; бережное отношение к окружающей природе; результатам труда других людей.
Теоретическая база
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в работе ДОУ.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. Е. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.
Педагогическая идея
Основной педагогической идеей в моей образовательной работе является следующее: воспитание любви и уважения к родному краю ; чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей;воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Чтобы воспитать настоящих патриотов своей малой Родины надо ее знать и любить. Реализация этой идеи происходит через весь воспитательный процесс, через: занятия, игры, досуги, праздники. Поэтому мною реализовался проект «Воспитание любви к малой Родине». Полученные ребенком знания и представления о родном поселке, его истории, людях которые его создали и живут в нем, его символике, достопримечательностях, быте, флоре и фауне родного края и т.д.
Оптимальность и эффективность средств
Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.
В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Жизнь детей в детском саду должна обеспечить им эмоциональный комфорт. Дошкольное учреждение должно стать вторым родным домом, в котором бы ребенок себя хорошо чувствовал. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство приязни закрепляется и с годами переходит в сферу приятных и дорогих воспоминаний.
Приязнь к детскому саду связана и с тем, что многие дети знают о своем дошкольном учреждении, как они в нем ориентируются, или чувствуют себя хозяевами.
С этой целью воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками.
Дети также должны знать на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Знание обогащает чувства детей, дает им уверенность и смысл.
Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой труд в детский сад(участвуют в озеленении участка, в оформлении помещения к праздникам).
Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать укреплению дружбы и чувство собственности (мой двор, моя улица). Здесь первостепенное значение у родителей, формирующих у детей такие чувства.
Вместе с тем, здесь также встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице: ее названии, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с территорией, на которой находится детский сад, - можно пройти пешком или надо ехать.
Хорошо сделать фотографии детей на улице, или видеосъемку прогулки, а затем в группе посмотреть фильм и рассказать об этой улице.
Следующий этап - воспитание любви и дружеского отношения к своему родному поселку. Эта часть работы требует больше опираться на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память.
Для ребенка поселок конкретизируется улицей, то, что он осознает прежде всего себя жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой поселок, им необходимо о нем рассказывать и показывать его. Вместе с воспитателем дети гуляют по поселку. Иногда экскурсию можно организовать с родителями.
Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего поселка, его главные улицы, достопримечательности. Детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональными и побуждать ребенка к активной деятельности.
Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности.
Рассматривание иллюстраций , слайдов, видеофильмов; художественные произведения, рассказы взрослых; фотографии, экскурсии; рисование, игры-путешествия - все это помогает решать поставленную задачу. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Рассказывают где и когда они могут их увидеть.
При ознакомлении с природой родного края акцент делается на красоте, богатстве, на ее особенностях. Дети должны получить представление о том, какие животные живут в наших лесах, какие растут деревья.
Главная цель этих занятий - пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее богатой и разнообразной природой. Для ее реализации необходимо использовать наблюдение, экскурсии, несложные опыты, труд на участках, беседы по картинам, чтение и инсценировку произведений художественной литературы, прогулки по «экологической тропе», отдых «на веселой поляне» с проведением интересных игр. Дошкольники с удовольствием приобщаются к природоохранной деятельности.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно-прикладное искусство. Необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются в работе с детьми, были высокохудожественными.
Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родного края. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили наш поселок - художников, писателей, изобретателей, героев труда. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей, познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину) .
В народе говорят: хороший пример - лучше чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни необходимо приглашать в детский сад известных людей, специалистов, чьи дела достойны подражания и популяризации и могут стать примером для малышей. Дети видят, что обычные люди, которые их окружают, пишут хорошие стихи, выпекают вкусный хлеб, управляют сложными механизмами, борются за награды в спортивных соревнованиях и т.п.
Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут вместе с родителями и воспитателями к обелиску Славы, возлагают цветы. Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. После каждого мероприятия малыши берут в руки карандаши и краски и воспроизводят свои впечатления в изобразительной деятельности.
Целесообразно предложить детям расспросить и рассказать об интересной работе родителей, а затем провести конкурс на лучший рассказ. Для укрепления памяти рода большое значение имеет воспитание (и у взрослых, и у детей) уважения к захоронениям предков. Дети должны знать, где похоронены их дедушки, бабушки, помогать взрослым ухаживать за могилами родных людей: сажать цветы, поливать их, убирать и т.д.
Результат проводимой работы
Проведенный мониторинг показал высокий уровень освоения программы по патриотическому воспитанию. Работа шла по трем этапам.
На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом « Я и мое имя», где они знакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя», была оформлена папка-передвижка «Наши детки»- где под красочными фотографиями детей были написаны значения их имен.