ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида
«Аленький цветочек»
РМ, Чамзинский район,
П.Комсомольский,
Микрорайон-2, дом 44
Тел.: 3-14-20
Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» является звеном муниципальной системы образования Чамзинского района, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста.
Предназначение МБДОУ – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, укрепление их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и усвоения детьми обязательного минимума содержания учебных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
Основными средствами реализации предназначения МБДОУ являются:
· Устав детского сада: дата регистрации - от 03.10.2011г. № 793
· Лицензированная образовательная деятельность (лицензия № 2163 от 22.01.2010г. Министерство образования РМ);
· Лицензированная медицинская деятельность (лицензия № 1021301578198, регистрационный № ФС- 13-01-000179 от 09 апреля 2009г. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития);
· Освоение воспитанниками основной общеобразовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева и комплекса парциальных программ;
· Предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой;
· Предоставление родителям (законным представителям) воспитанников возможности выбора режима пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
· Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды;
· Высокий профессионализм педагогов, медицинского работника.
Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения
Наш выпускник должен обладать такими качествами:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок владеет диалогической речь и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, библиотеке и др.);
- способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Ребенок предлагает собственный замысел и воплощает его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях, об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, о мире;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; умениями работать по правилам и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.
Цели:
- создать условия для единства физического, культурного, интеллектуального и социально-нравственного развития в контексте эстетического развития и воспитания;
- всесторонне формировать личность ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей.
Задачи:
- обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом преемственности при переходе к следующему возрастному периоду;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
- использование традиционных, инновационных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;
- способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей.
Основные программные направления
1. «Физическое воспитание и здоровье»
Цель: формировать интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, формирование основы культуры здоровья.
Задачи:
- развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкости, выносливости и координации);
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями);
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
- внедрить в программу работы здоровьесберегающих технологий.
2. «Безопасность»
Цель: формировать основы безопасности жизнедеятельности и предпосыки экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передавать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
3. «Умственное воспитание»
Цель: развивать познавательные интересы и интеллект,
Задачи: формировать сенсорные способности;
- формировать элементарные математические представления;
- формировать начало экологической культуры;
- обеспечить работу по подготовке к обучению грамоте;
- дать представления о грамматических правилах построения устной речи.
4. «Художественно-эстетическое воспитание»
- формирование эстетического отношения к миру и собственному художественному развитию ребенка средствами искусства;
- развитие художественных способностей ребенка (музыкальных, литературных, изобразительных);
- развитие детского творчества в различных видах детской деятельности
Диагностика развития дошкольника
Контроль за выполнением программы и результатами образовательного процесса осуществляется на основе разработанной системы педагогического мониторинга, специальными медицинскими, педагогическими методами диагностики, комплексно определяющими физическое состояние и развитие личности ребенка.
Мониторинг МБДОУ включает:
- изучение всех сторон личностного развития ребенка – медико-педагогический мониторинг;
- изучение профессиональной компетентности педагога;
- изучение эффективности образовательной среды.
Педагогическая диагностика проводится в 2 этапа: сентябрь - первичное обследование, май-обследование в конце учебного года. При первичном обследовании делается анализ для дальнейшего планирования и построения обучения и развития детей. В конце года проводится обследование с целью выявления динамики развития детей.
Педагогическая диагностика проводится в форме:
- образовательной деятельности;
- наблюдения за детской деятельностью;
- индивидуальные беседы.
Результаты обследования фиксируются в сводных таблицах и служат для определения уровня развития детей по различным направлениям. На основании результатов планируется дальнейшая работа с ребенком.
Результаты коррекционной диагностики отслеживает учитель-логопед, заполняя речевые карты. По результатам заполняются акты обследования и планируются индивидуальная коррекционная работа.
Медицинский мониторинг проводится:
Один раз в год:
- определение группы здоровья детей;
- антропометрические данные
Два раза в год:
- медико-педагогический контроль
Ежемесячно:
- общая и простудная заболеваемость;
- выполнение норм питания;
- коэффициент занятости места
Ежедневно:
- актуальное состояние здоровья детей
Анализ показателей педагогического и медицинского мониторинга позволяет выстраивать путь развития каждого ребенка, группы и в целом МБДОУ и на основе этого определять дальнейшие цели и задачи деятельности.
Изучение профессиональной компетентности включает в себя следующее:
- ознакомление с уровнем заполнения диагностических карт;
- анализ проведения образовательной деятельности педагогами;
- анализ за деятельностью и общением детей на занятиях;
- анализ наблюдения за самостоятельной деятельностью детей и продуктов их творчества;
- анализ предметно-развивающей среды в группе.
Используются методы: наблюдения, беседа, анкетирование, самоанализ, изучение педагогической документации.
Профессиональное развитие педагога отражается и систематизируется в его индивидуальном портфолио.
Оценка развивающей среды производится ежегодно на начало учебного года через тематическую проверку. Оперативный контроль проводится не реже одного раза в месяц.
Информация, полученная в ходе мониторинга с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности образовательной программы.